Рынок подсолнечного масла Украины:итоги 2020 года
В 2020/19 МГ рекордный урожай подсолнечника в Украине (15,5 млн тонн) привел к росту переработки сырья и производства подсолнечного масла. Сегмент рафинации повторяет общие тенденции.
Производство рафинированного масла в 2020/19 МГ выросло до рекордного уровня (+7,4% по сравнению с 2020/18 МГ). Между тем, несмотря на рост объемов рафинации, ее доля в общем объеме производства подсолнечного масла за последние восемь сезонов снизилась с 16% до 11-12%.
При относительно стабильном потреблении, прирост производства рафинированного подсолнечного масла ориентирован на экспортный рынок, в результате чего в 2020/19 МГ экспортирован рекордный объем рафинированного подсолнечного масла (+16% по сравнению с 2020/18 МГ). Основным потребителем украинского масла выступают страны Евросоюза.
В новом 2020/20 сезоне масложировая отрасль Украины имеет все резервы для увеличения объемов рафинации и роста экспортного потенциала рынка рафинированного подсолнечного масла, полагают аналитики УкрАгроКонсалт.
Анализ рынка щебня Украины в 2020 году
1. Общая характеристика рынка
1.1. Анализ тенденций развития рынка в 2020-6 мес. 2020 гг. (состояние рынка, специфика, проблемы, факторы влияния на рынок)
1.2. Общие показатели рынка, расчет емкости рынка в 2020-6 мес. 2020 гг. (производство, импорт, экспорт)
1.3. Сегментация и структурирование рынка
— По происхождению продукции (Украина/импорт), по регионам производства
— По видам – бутовый камень, щебень, гравий, галька (оценка через потребление в сферах применения)
— По фракциям (0-5, 5-20, 20-40) – оценка
1.4. Сырьевая база (запасы щебня в разрезе регионов)
2. Государственное регулирование (нормы щебня в производстве) – данные для расчета емкости и потенциала рынка. Риски в государственном регулировании для существующих операторов.
3. Динамика производства и реализации продукции в 2020-6 мес. 2020 гг.
3.1. Динамика производства продукции в натуральном выражении в 2020-6 мес. 2020 гг.
— Общая динамика по весу
— Структура по видам (фракции)
3.2. Динамика реализации продукции в денежном выражении в 2020-6 мес. 2020 гг. (производство и импорт – в разрезе видов)
— Структура по видам (фракции)
4. Основные операторы рынка
4.1. Основные операторы рынка и их описание
— Инфраструктура (жд пути, наличие вагонов)
— Принадлежность к группе компаний
— Перечень продукции (виды и фракции)
— Финансовые показатели за последний доступный период
— Рынки сбыта (страны)
— Рынки сбыта (компании)
— Рынки сбыта в Украине (по наличию информации)
4.2. Доли рынка основных операторов
— В целом по рынку (с учетом пр-лей и импортеров)
— На внутреннем рынке (доли за вычетом экспорта)
4.3. Степень конкуренции и риски и факторный анализ долей
5. Внешняя торговля на рынке
5.1. Экспорт продукции в 2020-6 мес. 2020 гг. (объемы, структура – по видам, фракциям, география, основные экспортеры, цены в зависимости от видов и компаний)
5.2. Импорт продукции в 2020-6 мес. 2020 гг. (объемы, структура – по видам, фракциям, география, основные импортеры, цены в зависимости от видов и компаний)
6. Цена и ценообразование на рынке
6.1. Динамика цен на продукцию в 2020-6 мес. 2020 гг. (средние экспортные, импортные и оптовые цены)
6.2. Описание факторов, влияющих на формирование цены, структура (по данным финансовой отчетности предприятий)
6.3. Стоимость доставки из карьера в города Украины (Одесса, Харьков, Полтава, Днепр)
7. Потребление продукции на рынке
— Ключевые отрасли-потребители и их состояние (производство ЖБИ, строительство зданий, строительство дорог, декоративные элементы, госструктуры)
— Крупнейшие компании-потребители по отраслям (Список по финансовой отчетности)
— Структурирование потребления продукции по регионам (оценка исходя из строительства зданий, дорог, производства ЖБИ)
— Потенциал рынка в целом (оценка по прогнозу строительства (на ближайшие годы исходя из полученных разрешений на строительство, строительство дорог – по инфраструктурным программам и перспектив децентрализации)
8. Выводы и рекомендации.
8.1. Выводы и прогнозные тенденции развития рынка
8.2. Гипотезы о сценариях развития и прогнозные показатели рынков в 2020-2022 гг.
8.3. Рекомендации по выходу и развитию на рынке.
9. Инвестиционная привлекательность отрасли
9.1. SWOT – анализ компании исходя из информации о местоположении, логистике и мощности
9.2. PEST – анализ факторов влияния на рынок
9.3. Риски и барьеры выхода на рынок. Построение карты рисков
1. Емкость рынка щебня в Украине 2020 – 1 п. 2020 гг., в натуральном выражении млн. т
2. Емкость рынка щебня в Украине 2020 – 1 п. 2020 гг., в денежном выражении млрд. грн
3. Сегментация рынка щебня в Украине по происхождению продукции (Украина/импорт) в 2020 – 1 п. 2020 гг., в натуральном выражении, %
4. Емкость рынка щебня в Украине 2020 – 1 п. 2020 гг., в натуральном выражении млн. т
5. Распределение запасов строительного камня по регионам по состоянию на 01.01.2020 г
6. Сфера применения материалов дорожного покрытия
7. Основные производители щебня в Украине
8. Финансовые показатели крупнейших операторов рынка щебня в Украине и некоторых производителей в Житомирской области за 2020 год, млн. грн
9. Доли предприятий по производству щебня в Украине в 2020 г. в натуральном выражении, %
10. Факторный анализ динамики рыночной доли операторов с 2020 по 2020 год
11. Средние экспортные цены на щебень (без НДС) в разрезе основных экспортеров за период с 2020 – 1 п. 2020 гг., грн./т
12. Средние экспортные цены на щебень (без НДС) в разрезе фракций за период с 2020 – 1 п. 2020 гг., грн./т
13. Средние импортные цены на щебень (без НДС) в разрезе основных импортеров за период с 2020 – 1 п. 2020 гг., грн./т
14. Средние импортные цены (без НДС) на щебень в разрезе фракций за период с 2020 – 1 п. 2020 гг., грн./т
15. Средние экспортные и импортные цены на щебень (без НДС) за период с 2020 – 1 п. 2020 гг., грн./т
16. Оптовые цены на щебень (с НДС) в Украине по фракциям и городам миллионникам (без доставки. самовывоз) , грн./т
17. Средние цены на щебень по государственным закупкам (с НДС) за период с 2020 по 2020 гг., грн./т
18. Доля сегмента государственных закупок в емкости рынка щебня в Украине за период с 2020 по 2020 гг. в натуральном и денежном выражениях
19. Средние цены реализации щебня производителей в Житомирской области за 2020 год. (без НДС, самовывоз), грн./т
20. Цены на щебень основных производителей в Житомирской области (с НДС, самовывоз), грн./т
21. Стоимость щебня фракции 5-20 за тонну с учетом доставки до городов Украины (с НДС), грн./т
22. Расстояние между ж/д станциями Украины, км
23. Схема расчета платы (тарифа) для перевозки грузов в полувагонах на 29.05.19, грн. за вагон
24. Емкость рынка бетона в Украине в 2020 – 2020 гг. в натуральном и денежном выражении
25. Объемы производства строительных материалов из бетона в Украине в 2020-2020 гг., тыс. тонн
26. Динамика строительного рынка по видам строительства в Украине в 2020-2020 гг., млрд. грн.
27. Перечень основных потребителей щебня на рынке строительных материалов в Украине в 2020 году
28. Перечень основных потребителей щебня на рынке дорожного строительства в Украине в 2020 году
29. Перечень основных потребителей щебня на рынке строительства недвижимости в Украине в 2020 году
30. Динамика строительства по регионам Украины в 2020-1п. 2020 гг., млрд. грн
31. Издержки на строительство и ремонт дорог в Украине по регионам в 2020 году, млн. грн
32. Источники финансирования дорожной отрасли
33. Состав и структура расходов государственного дорожного фонда в 2020 году
34. SWOT-анализ рыночного направления
35. PEST-анализ рынка щебня в Украине
36. Риски и барьеры выхода на рынок щебня нового оператора
Элеваторы Украины: обзор рынка в 2020 году
Сегодня Украина — один из ведущих мировых экспортеров зерновых. Последние пять лет мы экспортировали 42–43 млн т ежегодно, а в сезоне 2020/2020 годов этот показатель вырос до 54 млн т при суммарном урожае 92 млн т. Иначе говоря, мы экспортируем без малого 60% урожая зерновых.
В ближайшие годы есть все предпосылки для наращивания урожая зерновых до 100 млн т и выше, при этом экспорт, как прогнозируют эксперты АПК, вырастет до 70 млн т. Вместе с этим во весь рост встает проблема хранения урожая, ведь все имеющиеся в стране элеваторы обладают суммарной емкостью единовременного хранения 49 млн т.
То есть уже сейчас мощности единовременного хранения не поспевают за урожаем, а при дальнейшем увеличении производства зерновых разрыв увеличится еще сильнее. А с учетом климатических изменений последних лет, повлекших увеличение посевных площадей на северо-западе Украины, это означает, что в ближайшей перспективе нужно построить несколько сотен новых элеваторов.
«Украина нуждается в строительстве дополнительных 300–400 элеваторов, что потребует инвестиций в размере $5–8 млрд», — считает президент Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Николай Горбачев
В 2020-2020 годах количество элеваторов увеличилось на 7% и сегодня это 1237 точек хранения. Совокупно они обеспечивают 49 млн т единовременного хранения зерновых (+4% по сравнению с 2020 годом). При этом наибольшими возможностями для хранения обладают центральные и южные регионы Украины: в лидерах числятся Одесская и Полтавская области с мощностью 4,9 и 4,8 млн т соответственно. А вот на востоке и севере страны элеваторов традиционно меньше. Например, в Житомирской области емкость элеваторов составляет 2,1 млн т, в Житомирской — 1,2 млн.
Емкость элеваторов по областям Украины, млн т
По состоянию на 2020 год наиболее разветвленной сетью элеваторов располагала Государственная продовольственно-зерновая корпорация (ГПЗКУ) с емкостью единовременного хранения 3,8 млн т, а следом — агрохолдинги «Кернел» (2,8 млн т) и UkrLandFarming (2,7 млн т). В конце первой десятки — Tesslagroup (0,8 млн т) и швейцарский трейдер Glencore International (0,7 млн т).
Проблема недостатка мощностей хранения усугубляется тем, что львиная доля элеваторов морально и физически устарела: они представляют из себя склады напольного хранения, которые не обеспечивают качество и сохранность зерновых на должном уровне. По данным УЗА, в капитальной реконструкции нуждаются 70% элеваторов, и только 100–150 элеваторов могут обеспечивать хранение в соответствии с запросами рынка.
«Мировой рынок устанавливает все более высокие требования к качеству зерновых и логистике, — отмечает директор компании «Вариант Агро Строй» Алексей Грушко. — Насыпные элеваторы не позволяют выдерживать необходимое качество хранения в то время как современные технологические элеваторы позволяют контролировать качество на всей цепочке: загрузка, сушка, хранение, отгрузка».
Кроме того, высокотехнологичный элеватор выигрывает у насыпного по экономическим показателям, позволяя вдвое снизить эксплуатационные расходы на хранение и энергозатраты и существенно ускорить погрузку вагонов, увеличив оборачиваемость мощностей.
Элеватор: новый vs старый*